Сложность создания фильма не оправдывает просчетов в его художественном решении, и зритель не прощает ни фальши, ни лжи, ни безвкусицы. Кино — синтетический, универсальный вид искусства, но процесс съемки, как и работа режиссера и оператора, не есть еще признак искусства. Искусством оно становится тогда, когда мысли, чувства его создателей выстраданы, когда они хотят сказать людям что-то значительное, интересное, когда правда жизни, закон жизни проявляются в полную силу. Тогда и зритель загорается огнем творчества, он переживает судьбу своих героев и уходит с фильма окрыленный и одухотворенный силой человеческого духа, силой творческой фантазии.
Творческий процесс в создании фильма тот же, что и в создании произведений живописи, литературы, скульптуры. Тот же, но только исполнение замысла, воплощение идеи произведения требует иных средств. Сам автор фильма не в состоянии воплотить в материале свой замысел, потому что материал этот — другие люди: актеры, постановщики, операторы, монтажники и так далее. Если живописец-баталист сам реализует собственную идею произведения, ибо в его руках краски, кисти, холст, то создатель кинопанорамы на эту же тему не владеет своим "материалом". Ему нужно заставить других исполнять свою волю. Поэтому создание произведения киноискусства — грандиозный процесс, и вся сложность творчества — опять же ради искусства, требующего наивысшего подъема всех творческих усилий его создателей.
Кино производит огромное воздействие на зрителей. И это не случайно: на экране открывается словно окно в действительность, которая движется, звучит, действует в образах живых людей. Здесь все как в жизни. Все, но не все. Слепое копирование в кино тоже губительно, как и в живописи. Натурализм убивает произведение, потому что он бездушен. В нем нет человеческого переживания, живого чувства, нет синтеза мысли и типизации. В нем нет искусства — искусства кино, которое подчиняется основным законам художественного творчества.
И если в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве затронута сама созидательная трудовая суть человека, ибо он делает все сам и своими руками, то в кино этого нет. Но есть искусство, и смысл его опять же в отношении человека к жизни, в его умении любить ее и других людей, в способности чувствовать и переживать.
Можно еще говорить о кино, об особенностях его как искусства. Но кино само по себе не искусство, а совокупность технических средств, носитель (причем механический) определенной информации, средство для передачи ее на расстоянии, средство фиксации и так далее. Искусство кино — так обычно говорят — это искусство, созданное при помощи кино, искусство, для которого возможности кинотехники служат средством художественного выражения и изображения. Кино поэтому используют и в других целях: документальные фильмы фиксируют события; учебные фильмы дополняют изучение материала наглядностью; наука использует кино как средство фиксации результатов познания.