Идут годы, сменяются поколения, приходят в искусство новые герои. Но обязательно живут рядом с ними, нашими современниками, и те, кто был до них и кто сумел выразить свое время. Такова судьба многих героев советского экрана. Но вряд ли мы ошибемся, если в числе первых назовем Максима. Да, того самого Максима, который прошел путь от простого бесхитростного рабочего паренька до крупного государственного деятеля, прошел с чистым сердцем и незапятнанной совестью, с непреклонной волей, с беззаветной преданностью своему народу. Нехватило одного фильма, чтобы рассказать всю правду о таком герое. И авторы «Юности Максима» создали свою знаменитую трилогию. Вот уже 30 лет, как не сходит с советского и мирового экранов, не только не теряя успеха, но с каждым годом умножая его, эта киноэпопея...
Ноябрь 1966 года принес на экран первую часть трилогии. Декабрь — вторую часть повести о Максиме, распростившемся со своей юностью и вступившем в революцию после утраты многих иллюзий и тяжелых потерь.
«Крутится, вертится шар голубой!» — слышите эти позывные Максима? Весело и легко шагает в ногу с нашей эпохой этот герой, не зная уныния, усталости, всегда бодрый и решительный, и каждая новая встреча с ним — это всегда встреча нашего века со своей юностью, со всем тем, чему обязано наше сегодня, что всегда было, есть и останется нашей опорой, силой и надеждой.
Возвращение Максима на экран — это процесс вечный. Такие герои не умирают. И они не просто живут, а действуют вместе с нашей эпохой, складывая и творя живую историю жизни и искусства. Умный, сметливый, ловкий в любом деле, плоть от плоти своего рабочего класса, Максим — это и живой русский характер, и обобщенный тип героя своего времени, олицетворение силы и воли своего народа, лучших сил революции, Советского государства. Жизненность образа этого народного героя, далеко перешагнувшего свое время, — несомненное свидетельство величайшей силы искусства социалистического реализма.
Фильм «Возвращение Максима» — это и юность многих выдающихся артистов советского кино: Бориса Чиркова, Василия Ванина, Михаила Жарова, Василия Меркурьева, Юрия Толубеева. И, конечно, в первую очередь — юность его ре-жиссеров-постановщиков, ныне известных мастеров кино Григория Козинцева и Леонида Трауберга.
«Спутник кинозрителя», декабрь 1966 года