Целое «созвездие» известных актеров советского кино предстанет перед зрителем в картине киностудии «Ленфильм» «Мать и мачеха». Актриса Студии киноактера Любовь Соколо¬ва запомнилась нам по фильмам «Путь к причалу», «Вступле¬ние», «Три сестры»; заслуженная артистка РСФСР Нина Ургант, уже зрелым мастером театральной сцены дебютировавшая в кино в фильме «Вступление», затем сыграла в картинах «Знакомьтесь, Балуев!» и «Пока жив человек»; народный артист СССР Николай Гриценко (достаточно назвать его Рощина в трилогии «Хождение по мукам»); народный артист РСФСР Евгений Матвеев («Поднятая целина», «Родная кровь»); заслу¬женный артист РСФСР Анатолий Папанов (упомянем лишь его генерала Серпилина в «Живых и мертвых») — такой велико¬лепный ансамбль собрал в картине режиссер Леонид Пчелкин.
В центре сценария писателя Георгия Радова, известного широкому кругу читателей своими острыми проблемными очерками о жизни колхозного села, лежит история двух женщин-односельчанок — Прасковьи Лихачевой (арт. Л. Соколо¬ва) и Катерины Овчаренко (Н. Ургант). Когда-то красивая и лег-комысленная Катерина, оставив родное село, уехала в город на поиски «легкой жизни». Свою маленькую дочь Нюру, оказавшуюся для нее обузой, Катерина отдала в детдом. Нюру взяла оттуда и стала ей настоящей матерью Прасковья Лихачева— бездетная вдова погибшего фронтовика.
И вот спустя восемь лет, так и не обретя ни семьи, ни своего места в жизни, в село вернулась Катерина. Поначалу у нее было лишь одно желание — поглядеть, какой стала брошенная ею дочь, как она живет. Но потом, подстрекаемая людьми, которым Прасковья Лихачева, постоянно и неукосни-тельно оберегающая колхозные интересы, не раз становилась поперек дороги, решает отнять у нее Нюру.
Мы не станем лишать зрителя возможности самому увидеть, чем окончилась эта непростая коллизия. Добавим лишь, что история личного конфликта Прасковьи и Катерины отнюдь не исчерпывает всего содержания фильма. Зритель найдет в нем немало из того, чем живет нынешняя колхозная де-ревня, что волнует советское крестьянство.
«Спутник кинозрителя», июль 1965 года