Советский кинофильм «Планета бурь», снятый в 1961 году, является поистине уникальной картиной. По сути, это первый в истории человечества научно-фантастический фильм. Кроме того, это первый в истории фильм, содержащий спецэффекты, или, как их тогда называли, комбинированные съёмки.
Фильм повествует о совместной советско-американской экспедиции на Венеру. Герои, среди которых есть женщина и человекообразный робот, сталкиваются со сложными испытаниями, но в итоге становятся первооткрывателями необычайного мира Венеры, населённого животными, похожими на динозавров.
Павел Клушанцев
Создатель «Планеты бурь» Павел Клушанцев – признанный во всём мире гений. Перед этим фильмом он создал ещё несколько новаторских картин, также привлёкших мировое внимание. Такова «Дорога к звёздам» — фильм, сочетающий научно-популярный и научно-фантастический жанры. Павел Клушанцев является создателем целого ряда изобретений в области кинематографии, автором нескольких книг о космонавтике.
Кинематографисты всего мира, прежде всего в США, обоснованно считают его «крёстным отцом» «Звёздных войн», второго «Терминатора» и современного голливудского кино вообще. «Терминатор 2» снимал Роберт Скотак – известный постановщик спецэффектов; перед этим он приехал в СССР и посетил Клушанцева лично, и тот передал ему некоторые свои чертежи, научил некоторым кинотрюкам; они и были использованы в фильме, который в 1992 году получил «Оскара» за лучшие спецэффекты. Той же самой награды удостоился в 1997 году и «Титаник», снятый также при участии Скотака и тоже с использованием приёмов Клушанцева.
Посмотреть фильм онлайн можно здесь https://zagonka.tv/filmy/strana-SSSR/
Есть ещё одна история – правда, окончательно не подтверждённая. В конце 80-х в Москву приехал создатель «Звёздных войн» (Джордж Лукас) и попросил у чиновников удостоить его встречи с Павлом Клушанцевым. Высокопоставленные лица удивлённо переглянулись – они и знать не знали, кто это такой. Тогда Лукас объяснил им, что это не кто иной, как известный в мире кинематографа «крёстный отец» фильма «Звёздные войны». Встреча, увы, так и не произошла.
Заслуги Клушанцева признавали и другие мировые режиссёры, использовавшие и развившие его наработки. Примечательно при этом, что сам Павел Клушанцев никогда в жизни не был за пределами Советского Союза.
Из одного советского фильма – два американских
Что касается «Планеты бурь», то право на его прокат приобрели сразу 28 стран. В том числе и США. Креативные американские кинопроизводители решили «порезать» фильм и снять на его основе собственный, добавив несколько эпизодов. Так родилось «Путешествие на доисторическую планету». Через некоторое время исходный фильм «порезали» ещё раз и «склепали» ещё одну картину – «Путешествие на планету доисторических женщин». При этом американцы поступили несправедливо: в титрах не было указано, что это фильм советского производства, а советские актёры предстали под американскими именами. Ничего личного, просто бизнес…
Советская женщина не может плакать в космосе!
В СССР официальный интерес к «Планете бурь» был куда меньшим, чем у обычных зрителей (и уж тем более меньше, чем интерес во всём мире). Тем не менее тогдашний министр культуры (Екатерина Фурцева) отметила, что фильм в целом очень интересный. Правда, у него был один, по её мнению, недостаток: один из членов экипажа – молодая советская женщина – отчаивается и принимается плакать; по мнению Фурцевой, советская женщина просто не имеет права плакать и терять самообладание в космосе.