Чудесный мир пушкинских сказок оживает на экране. Давным-давно они ждут своего воплощения. И не только в мультипликационных фильмах, а в больших постановочных картинах, где в союзники себе режиссер может привлечь все выразительные технические новшества современного кинематографа широкий формат, стереофонию, цвет, комбинированные и трюковые съемки. Именно так отнесся к экранизации «Сказки о царе Салтане» известный мастер «кинематографических чудес» режиссер Александр Птушко.
В беседе по поводу постановки фильма Птушко говорил, что отнюдь не стремился сделать картину в обычном лубочнО-сатирическом плане. Ему хотелось создать сказку-эпос, в которой эпические элементы сосуществуют с комедийно-сатирическими, а условно-сказочные приемы соединяются с показом бытового уклада древней Руси. Этими задачами и определялось направление творческих поисков режиссера.
И, конечно же, весь творческий коллектив фильма постарался зримо передать на экране и поэтическое обаяние пушкинской сказки, и мудрую мысль, лежащую в ее основе, и острый намек — «добрым молодцам урок».
Большую работу в этом фильме выполнили молодые художники А. Кузнецов и К. Ходотаев, в недавнем прошлом выпускники ВГИКа. Они побывали в местах, где бережно хранят наследие старины, внимательно изучали древне-русскую архитектуру, знакомились с одеждой, утварью, предметами обихода. И только после этого в Крыму, на территории Песчаной бухты, стали строиться сразу две столицы — одна Салтана, северная, деревянная, рубленная, суровая, и другая —- Гвидона, южная, яркая, каменная, красочная. А потом в города стали прибывать и временно прописались тут все его жители — царь Салтан, царица, Бабариха. Гви-дон и прочие наши старые знакомцы из пушкинской сказки...
«Спутник кинозрителя», февраль 1967 года