Ростислав Янович Плятт

Актёры Рейтинг: +1 Голосов: 1 7743 просмотра

Ростислава Яновича любили все зрители, театры, представители власти, о нем всегда все хорошо говорили. Он был светский, добрый, много говоривший. Юрий Завадский когда-то написал о Плятте, что он болтун.
В нем был шарм. Он обожал розыгрыши, юмор, участвовал во всех капустниках, со всеми дружил. В нем была поразительная прелесть человеческого существования, он радовался жизни.

 

Весь мир - театр

 

Ростислав первые годы жизни провел в Кисловодске. Театр полюбил рано. В 1926 году, когда ему было семнадцать лет, он представлял собой очень худого, долговязого молодого человека. В этот год он решил стать сотрудником Московского Художественного театра. Он очень любил МХАТ и боготворил Станиславского. Он видел все мхатовские спектакли тех лет. Михаил Чехов был его кумиром.
Больше всего Ростислав любил МХАТ 2-й. И когда он пришел в этот театр сдавать экзамены, а принимал их старый мхатовский артист Василий Лужский, то тот его не принял. Расстроенный Плятт сидел на окне где-то в углу, и к нему подошла Елизавета Телешева, режиссер МХАТа, и сказала: «Подождите минуточку». Она подозвала молодого человека, который служил во МХАТе и имел свою студию. Ростислав увидел Юрия Завадского - элегантного, изысканного, пленительного, неземной красоты молодого человека.
Студия помещалась на Сретенке. И там были студенты Завадского, учившиеся уже на втором курсе. В том числе Вера Марецкая, его любимейшая ученица и любимейшая актриса всей жизни. Какое-то время она была женой Юрия Александровича. Это была настоящая студия с настоящими спектаклями, которые имели огромный успех. Завадский всегда ставил либо очень плохие пьесы, либо очень хорошие – середины он как-то избегал.
Но время было особое – середина тридцатых годов. Многие театры закрывались. Закрылись МХАТ II, театр-студия Рубена Симонова и другие. Тяжелое время. Атмосфера сгущалась. Наступала эпоха абсолютной сталинской диктатуры. Генсек всерьез взялся за интеллигенцию.
Театр Завадского был выслан из столицы. Официально это называлось красиво: театр должен был ехать на периферию и нести прекрасное в глубинку (слова «провинция» тогда еще не было). Завадский не стал спорить и согласился. В отличие от Симонова, который пытался бороться, и это закончилось роспуском театра. Юрий Александрович вообще никогда не спорил, он был конформист по своей природе.
И они уехали в Ростов. Завадский в этом городе распрямился. Что касается Плятта, то он был там недолго. Так складывались его семейные обстоятельства, что ему нужно было быть в Москве. В столице он начал работать в Театре Ленинского комсомола. Здесь он познакомился с Константином Симоновым, который потом любил его всю жизнь. Но Ростислава Плятта, как уже говорилось, невозможно было не любить.
Ростислав сыграл Аркадия Бурмина в его пьесе «Парень из нашего города». И Симонов уже в конце жизни вспоминал, что никто и никогда так не играл Бурмина. Они были на «ты». Симонов звал его Славой и очень ценил. От Плятта всегда веяло теплом и юмором.
На Большой Бронной у Ростислава Яновича была счастливая жизнь. Несколько десятилетий он прожил в браке с актрисой Ниной Бутовой. Судя по всему, она была очень одаренным человеком. А вот артистка она была маленькая, вела себя всегда незаметно.
Но актриса Елена Фадеева называла Бутову очень интересным и оригинальным человеком. Вероятно, было в ней что-то такое, раз она смогла удерживать Плятта возле себя до самой своей смерти. Ростислав Янович сам признавался, что романов у него было немного, хотя он был очень близок с Верой Марецкой. Но личные отношения у них быстро возникли и быстро закончились, а дружеские длились всю жизнь.
Но однажды Плятт влюбился в жену своего друга Николая Литвинова, известного режиссера на радио. И Людмила Маратова тоже очень его полюбила. Но они никак не могли решиться. И когда в 1978 году умерла Бутова, Плятт через год женился на Маратовой. К этому моменту ему было уже семьдесят лет.
Последние десять лет были очень счастливыми в его жизни, они с Людмилой по-настоящему любили друг друга. У него был дом, уют, тепло, забота, понимание. Когда он женился, Литвинов еще был жив. Николай Владимирович был всего на год или два старше Плятта, и когда семидесятилетний Ростислав Янович женился, Раневская по этому поводу сказала: «Победила молодость». Но с каким бы юмором ни относились к таким ситуациям в театральной среде, люди, любившие Плятта, были за него очень рады.

 

Советский интеллигент

 

Народный артист, любимец публики, на улице его узнавали. Это сегодня звезды шоу-бизнеса рассекают в джинсах и черных куртках, все время спеша куда-то. А это шел настоящий актер, элегантный, в бабочке, с тростью. Плятт очень много снимался в кино, у него были удивительные роли. Первым его фильмом стал «Подкидыш» (1939). А в пятидесятых годах он снялся в «Убийстве на улице Данте», где также играли Козырева, Козаков, Штраух.
Плятт в этом фильме Ромма играл импресарио Грина. Невероятная роль. В нем было столько благородства. А как он играл скрытую любовь к Мадлен! Как он оберегал ее!
А как он играл в «Семнадцати мгновениях весны», когда вся страна боялась пропустить хоть одну серию! Казалось бы, все придумано, фильм пропагандистский, времена застойные. А Плятт был плоть от плоти этого времени.
Оценить талант Ростислава Плятта вы можете сами, посмотрев фильмы и сериалы онлайн. Интересно, о чем думал Ростислав Янович, когда снимал с себя маску изящного человека, любящего анекдоты? Что за этим стояло? И однажды это раскрылось. Как-то Плятт шел с Виталием Вульфом, который говорил ему что-то о Марии Бабановой. Это было вскоре после ее смерти. Вульф очень любил эту актрису, но последние три года они не общались. Виталий Яковлевич пытался рассказать, в чем были парадоксы этой женщины.
Плятт остановился и сказал ему: «Виталий, ответьте мне на один вопрос. Вера Марецкая играла все, а Бабанова играла очень мало. Талант у обеих был уникальный. Но Бабанову называют великой актрисой, а Веру Петровну – нет. Почему?»
Это был не праздный вопрос. За этим вопросом угадывалось очень глубокая тема. Да, Бабанова сыграла сравнительно мало ролей. Но «Таня», «Ромео и Джульетта», «Собака на сене» стали театральной классикой. И у Марецкой были талантливые роли, например, в пьесе «Школа неплательщиков», в фильмах «Свадьба» и «Сельская учительница».
Что же было потом? А потом было слишком много ролей. Ведь ничего не проходит бесследно. В пятидесятых и шестидесятых годах, как во все время при Завадском, в театре ставили огромное количество плохих пьес. Сталинские премии давали за такие «шедевры», как «Рассвет над Москвой» Анатолия Сурова. А ведь Сурова и драматургом нельзя назвать. Некоторые специалисты считают, что пьесы за него писали другие люди. Театр имени Моссовета был всегда конформистским. Хотя труппа была очень сильной: Любовь Орлова, Валентина Серова, Николай Мордвинов и, конечно, Фаина Раневская.
Марецкая в пьесе Нушича «Госпожа министерша» блистательно играла министершу, а Плятт играл секретаря посольства Нинковича. У него был всего лишь эпизод. И он говорил: «В ваши годы надо иметь любЁвника». И вся Москва потом произносила «любЁвник». Это было удивительное свойство Театра Моссовета – репризные фразы потом расходились кругами по столице. Плятт и Марецкая играли эту сцену лет тридцать.
Плятт любил Завадского, но между ними всегда была дистанция. Завадский обращался к нему на «ты», а он к нему только на «вы». И Плятт, и Марецкая не переносили, когда кто-нибудь плохо отзывался о Юрии Александровиче. Скажем, Завадский любил по вторникам собирать труппу на беседы, и Раневская называла это «месса в бардаке». Марецкая от этого сходила с ума, а Плятт называл это «молебен». И это были разные точки зрения.
В девяностых годах нередко можно было увидеть по телевизору какого-нибудь представителя творческой интеллигенции, который говорил, что надо убрать всю «совковость» с экрана и вообще из жизни. И если журналист его спрашивал, что он вкладывает в понятие «совки», тот отвечал примерно следующее: «Это те люди, которые думают о государстве, обществе, своей службе. А думать надо только о себе». И журналист после этих слов смотрел на него с благоговением, дескать, какой замечательный человек, какие он открывает великие истины.
А вот для Плятта и его поколения на первом месте были театр и их страна, которую они любили. Пусть в ней было много фальши и пропаганды, но они любили ее такой, какой она была. У них была боль за свою страну, причем боль настоящая. Плятт писал, почему надо бороться за то, чтобы на домах, где жили Орлова, Раневская, Бабанова, поставили мемориальные доски.
И не просто писал, а ходил и добивался. Чуть ли не каждое утро он отправлялся в Моссовет, горком или райком. Ведь если кому-то что-то было нужно, обращались к нему. Почему? Потому что ему не могли отказать. Его все любили.
Последние два года жизни он уже не мог работать в театре. И для него это был конец, поскольку вне театра он жить не мог. Ростислав Янович умер в 1989 году в возрасте восьмидесяти лет.

Фильмы по теме

Безумный день (1956)

Безумный день (1956)

13 сентября 2014
Старый завхоз стремится сделать все от него зависящее, чтобы «подведомственные» ему детские ясли открылись в срок. Но для этого нужно немедленно получить одну резолюцию — а вот ее-то махровый бюрократ из управления никак не желает ставить в последний рабочий день. Все должно решиться в выходной,...
Убийство на улице Данте (1956)

Убийство на улице Данте (1956)

18 февраля 2020
В годы войны французская актриса Мадлен Тибо, активная участница Сопротивления, случайно узнала, что её сын завербован фашистами. Все её попытки пробудить в сыне патриотические чувства безуспешны. По вине Шарля погибают многие его соотечественники и родные. В смертельной опасности оказывается и...
Подкидыш (1939)

Подкидыш (1939)

13 сентября 2014
Маленькая Наташа вышла из дома и потерялась в большом городе. В её судьбе приняли участие все, кого она встретила в своём увлекательном, полном весёлых приключений путешествии. Всё, конечно, закончилось хорошо. А пока Наташа блуждала по городу, она приобрела много друзей и среди взрослых и среди...
Комментарии (0)

Реклама